Анастасия Гевчук

юрист

28.05.2021 | Эта статья доступна на украинском языке

Диджитализация правоотношений

Из-за карантинных ограничений Украина вынужденно перешла на новый уровень диджитализации во всех отношениях: личных, научных, экономических и в том числе правовых. Пандемия дала нам толчок идти в направлении цифровизации увереннее, поскольку это было необходимо, для того, чтобы не остановились процессы в обществе.

Одним из важнейших рычагов в правовой сфере является судебная система, без которой приостанавливается непосредственная защита прав человека. А поэтому судебная власть столкнулась с немедленной необходимостью перехода на «онлайн». Во время карантина через Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» № 540-IX от 30.03.2020 г.. власть предусмотрела возможность дистанционного участия стороны производства в заседании,  а именно была расширена возможность участия в режиме видеоконференции в каждом из процессов. Вместе с тем суды начали принимать документы представленные дистанционно через электронную почту и подписанные электронно-цифровой подписью.

Стоит вспомнить и о стремительном развитии сервиса «Дія». Через него для юристов стало гораздо проще работать с клиентами ФЛП, поскольку существенно упростился процесс регистрации ФЛП, получения справок.

Однако, что действительно важно в стремлении к диджитализации – это защита прав человека,  а также чрезвычайно актуально — защитить персональные данные, что в современном мире становится все труднее.

Конвенция о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных (ETS № 108), ее модернизация Протоколом о внесении изменений к ней (CETS № 223, открытого 10.10.2018 для подписания странами-участницами Конвенции ETS № 108), подчеркивает,  что влияние алгоритмических систем на права человека стал шире и требует дополнительной защиты.

В связи с этим Комитетом министров Совета Европы  выдал Рекомендацию CM / Rec (2020) 1 Комитету Министров государствам-членам о влиянии алгоритмических систем на права человека. В этом документе предусмотрено руководящие принципы и алгоритм необходимых действий для эффективной защиты прав человека и персональных данных. Наряду со всеми другими необходимыми действиями власти предусмотрено законодательное регулирование. Государство должно обеспечить соблюдение и исполнение законов, в тому числе требуя, чтобы соответствующие субъекты использования и обработки персональных данных представили адекватную документацию для проверки соблюдения законодательства. Если субъекты государственного и частного секторов не используют своих юридических обязанностей, они нести ответственность.

На данный момент Украине трудно похвастаться стойкой и широкой законодательной базой по этому вопросу. На сегодняшний день действует орган исполнительной власти, занимающийся конкретно этим направлением — Министерство цифровой трансформации, а также Комитет цифровой трансформации. Такие органы для Украины – новые, однако направление, которым они занимаются в данный момент является одним из приоритетных поэтому ожидаем результатов их работы.

Автор: Анастасия Гевчук

Уважаемые читатели! Публикации на этом сайте носят информационный, справочный или рекомендательный характер, и отражают точку зрения и мнение авторов. Материал, содержащийся в статьях / комментариях / публикациях, является актуальным на момент создания и публикации, но мы не гарантируем, что правила, рекомендации, процедуры и законодательство, использованные и описанные в материале, актуальны на момент, когда вы ознакомились с ними. Авторы не несут ответственности за последствия применения содержания статей / комментариев / публикации без заключения договора об оказании услуг. Для получения консультации по вашему вопросу напишите нам на info@de-jure.ua, и с вами свяжется юрист.