Евгений Ляшук

юрист, адвокат

14.12.2020

Как бесплатно получить земельный участок в Украине

С подписанием президентом Украины Владимиром Зеленским Закона о рынке земли № 552-ІХ, которым с 01.07.2021 года снимается мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, снова стала актуальной тема, связанная с порядком бесплатного получения гражданами Украины права собственности на земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации.

Какой алгоритм действий? Как это реализуется на практике? Реально ли это? Какие есть нюансы?

Давайте разбираться вместе.

Какого размера земельный участок можно получить?

Ч. 1 ст. 121 ЗКУ определяет ограничения (нормы) максимальных размеров земельных участков, которые граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им из земель государственной или коммунальной собственности:

— для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

— для ведения личного сельского хозяйства — не более 2,0 га;

— для ведения садоводства — не более 0,12 га;

— для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;

— для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;

— для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га.

То есть, каждый гражданин Украины может получить бесплатно в частную собственность шесть земельных участков разного целевого назначения, согласно перечню приведенным в ст. 121 ЗКУ, в пределах определенных норм и один раз по каждому виду использования (ч. 4 ст. 116 ЗКУ).

Этапы бесплатного получения земельного участка:

  1. Определиться с местонахождением свободного земельного участка и его целевым назначением. При этом желаемое место расположения земельного участка (населенный пункт) не зависит от места жительства гражданина.

Для получения информации о свободном земельном участке можно воспользоваться публичной кадастровой картой Украины, которая находится в открытом доступе, но я бы советовал обратиться в соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, уполномоченным осуществлять распоряжение землями государственной или коммунальной собственности, так как у них можно получить актуальную информацию о конкретном интересующем земельном участке. Именно запрос о конкретном земельном участке имеет значение, так как в большинстве случаев распорядитель информации отписывается простым ответом, что свободной земли не имеется, или у него нет информации какой земельный участок свободен, а какой нет.

  1. Обратиться с ходатайством о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность в орган, уполномоченный осуществлять распоряжение земельными участками государственной или коммунальной собственности:
  • сельский, поселковый или городской совет — относительно земель коммунальной собственности, расположенных в населенных пунктах;
  • соответствующая райгосадминистрация — относительно земель государственной собственности, которые находятся за пределами населенного пункта;
  • Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра — относительно земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности.

В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры (в пределах норм бесплатной приватизации).

К ходатайству прилагаются:

— графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Действующим законодательством не предусмотрена форма таких графических материалов, поэтому фактически можно добавить к ходатайству графические материалы, используя Google Maps, или публичную кадастровую карту, с выделенным маркером расположением желаемого земельного участка;

— согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц);

— документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).

В случае наличия у заявителя определенных льгот, рекомендуется также предоставить копию документа, подтверждающий право на льготы при получении земельных участков (например, удостоверение участника боевых действий).

Органу, уполномоченному осуществлять распоряжение земельными участками государственной или коммунальной собственности запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные ст. 118 ЗКУ.

Ходатайство рассматривается в месячный срок, в результате чего принимается решение о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированный отказ.

Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

  1. Заказать в землеустроительной организации изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Максимальный срок составления документации по землеустройству не должен превышать шести месяцев с момента заключения договора.

В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не предоставил разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированный отказ, то лицо, заинтересованное в бесплатном получении в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня истечения указанного срока имеет право заказать разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка без предоставления такого разрешения, о чем письменно уведомляет соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству относительно отвода земельного участка.

  1. Согласовать проекта землеустройства по отводу земельного участка компетентными органами в соответствии со ст. 186-1 ЗКУ.
  2. Обратиться лично или через землеустроительную организацию к государственному кадастровому регистратору с заявлением о государственной регистрации земельного участка (п. 100 Порядка ведения Государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением КМУ №1051 от 17.10.2012 года).

Срок рассмотрения заявления составляет 14 дней (пункт 111 вышеуказанного Порядка).

В подтверждение государственной регистрации земельного участка заявителю бесплатно выдается выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

  1.  Обратиться в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками государственной и коммунальной собственности с ходатайством об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно ч. 9 ст. 118 ЗКУ орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной согласно закону — после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

  1. В случае принятия органом решения об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность, обратиться к регистратору, который осуществляет государственную регистрацию права собственности на отведенный и предоставленный в собственность земельный участок по правилам Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений».

Как это реализуется на практике?

  1. На практике же у заинтересованного физического лица может возникнуть проблема с поиском свободного земельного участка с учетом отсутствия доступа к реестру земельных участков, которые могут быть переданы на бесплатном основании. На публичной кадастровой карте актуальная информация на момент подачи ходатайства может отсутствовать, поэтому пустые места на карте не всегда соответствует тому, что на этот участок никто еще не претендует или на него уже не разрабатывается проект землеустройства.
  2. Может возникнуть ситуация, когда заявителю сразу не могут сформировать или предоставить участок размером 2,0 га, а предлагают участок поменьше, потому что, якобы, в наличии есть только участок размером 1,4 га или два участка по 1,2 га и 0,8 га. А еще потому что законодатель предусмотрел максимальный размер земельного участка для ведения личного сельского хозяйства (не более 2,0 га), а минимальный – не предусмотрел, тем самым предоставив возможность органам исполнительной власти еще на первоначальном этапе манипулировать размерами земельных участков.

К сожалению, на сегодняшний день нет единого мнения, как и однозначной судебной практики относительно вопроса о возможности «доприватизировать» или получить дополнительный участок в пределах 2,0 га позже. Или же получить за один приказ соответствующего органа несколько земельных участков для ведения личного сельского хозяйства в сумме не более 2,0 га (например, по 1,2 га и 0,8 га).

  1. Бывает, что орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками государственной и коммунальной собственности не рассматривает в течении месяца ходатайство о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность. В таком случае, действует принцип «молчаливого согласия». То есть, отсутствие разрешения или отказа уже предусматривает автоматическое предоставление лицу, обратившемуся с ходатайством, согласия на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка.

В случае немотивированного отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка такой отказ может быть обжалован в суде. На сегодняшний день сложилась позитивная судебная практика, в результате которой суды удовлетворяют иски и обязывают соответствующие органы предоставить лицу разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, или обязывают рассмотреть ходатайства лица с учетом решения суда.

В последнем случае есть вариант повторного отказа в ходатайстве на основании новых «вымышленных», не предусмотренных законодательством основаниях, что в дальнейшем заставляет заявителя вновь обращаться в суд.

  1. Бывает, что после прохождения всех вышеперечисленных этапов заинтересованное лицо получает отказ в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность, или же вовсе его ходатайство оставляют без рассмотрения. Конечно, такое бездействие или незаконный отказ можно и нужно оспаривать в судебном порядке (ч.10 ст. 118 ЗКУ).

Подводя итог, следует сказать, что граждане Украины имеют, гарантированное Законом, право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности, однако порядок его реализации на практике сложнее, чем это прописано в законе, и требуют доработки, поскольку его несовершенство создает множество бюрократических преград и многочисленную судебную практику, которая возникает на основании споров с субъектами властных полномочий.

Автор: Евгений Ляшук

Уважаемые читатели! Публикации на этом сайте носят информационный, справочный или рекомендательный характер, и отражают точку зрения и мнение авторов. Материал, содержащийся в статьях / комментариях / публикациях, является актуальным на момент создания и публикации, но мы не гарантируем, что правила, рекомендации, процедуры и законодательство, использованные и описанные в материале, актуальны на момент, когда вы ознакомились с ними. Авторы не несут ответственности за последствия применения содержания статей / комментариев / публикации без заключения договора об оказании услуг. Для получения консультации по вашему вопросу напишите нам на info@de-jure.ua, и с вами свяжется юрист.