Услуги в сфере комплаенс

Быть ответственным за ведение бизнеса – задача не простая. На сегодняшний день, чтобы идти в ногу с постоянно меняющимися стандартами, компании и организации нуждаются в  эффективных решениях, которые предотвратят любые риски в их деятельности. Компалаенс, как явление, в Украине довольно новое и, к сожалению, не все собственники бизнеса уделяют ему должное внимание. Обычно, обращаются за […]

Семейная медиация как альтернатива суду

Решение семейно-правовых споров всегда сопровождается высокой степенью эмоционального переживания и довольно негативным отношением участников процесса друг к другу. Небезосновательные обиды и постоянные недоразумения только подстрекают участников к безапелляционному противостоянию и желанию мести за неоправданные надежды счастливой семейной жизни,  что значительно уменьшает любые шансы на самостоятельное мирное урегулирование конфликтных вопросов. Статья 55 Конституции Украины предоставляет каждому […]

Законопроект о риелторской деятельности – что не так?

Предложенный законопроект предусматривает введение специальных квалификационных требований к риелторам, разработку программ обучения и подготовки, создание структуры органов самоуправления риелторов и много другое. По моему мнению, эти нововведения преждевременные и безосновательные, а принятия законопроекта в текущем виде, как он есть, повлечет за собой кризис в сфере риелторских услуг. Значительная часть предложенных изменений не основывается на существующих […]

Банковский сейф – not safe

Хранение ценностей в депозитных ячейках в украинских банках занятие более рискованное чем принято полагать. Дело в том, что в случае пропажи имущества из депозитной ячейки добиться привлечения виновных к ответственности и возврата имущества либо получения компенсации крайне сложно. Тонкость заключается в том, что клиенты пользуются депозитными ячейками на условиях аренды. То есть, лицо право пользоваться […]

Риелторская монополия — чем это грозит украинцам?

Одной из основных задач нового законопроекта о риелторской деятельности является детенизация соответствующей сферы услуг. В связи с этим, законопроектом планируется ограничить свободное занятие риелторской деятельностью, организовать ведение перечня лиц, имеющих право ее осуществлять, а также организовать контроль за их деятельности. Примечательно, что расходы в связи с реализацией данных реформ ложатся на плечи риелторов, за их […]

Может ли врач отказаться от пациента с COVID-19

Нормы действующего законодательства предусматривают основания, при наличии которых врач имеет возможность отказаться от пациента. Так, статья 34 Закона Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья» предусматривает право врача отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения охраны здоровья  и лишь при условии,что такой отказ не будет нести […]

Мошенничеству при трудоустройстве за границей — НЕТ

Народные депутаты в первом чтении приняли законопроект № 2365, призванный защитить права трудовых мигрантов и положить конец мошенничеству при трудоустройстве за границей. В случаи принятия предложенного депутатами законопроекта,  сфера посредничества при трудоустройстве за границей, вероятнее всего, подвергнется к кардинальным изменениям. Дело в том, что в проекте закона предусматривается освобождение от лицензирования данного вида хозяйственной деятельности […]

Покупка квартиры: что и как нужно проверять?

Перед тем как принять важное решение в своей жизни, мы всегда делаем, своего рода, домашнее задание, отвечая на вопросы, которые, по нашему мнению, определяют правильность выбора. Иногда нам свойственно принимать эмоциональные решения, не задумываюсь о последствиях, но все же в большинстве случаев, мы хотим найти логичное и обоснованное решение при решении вопроса. Покупка недвижимости не […]

Всеукраинский референдум: что для нас готовят?

Законодательное урегулирование процедуры всеукраинского референдума является, на мой взгляд, довольно интересной темой для обсуждения. С одной стороны, соответствующая нормативно-правовая база необходима, поскольку без нее норма статьи 156 Конституции Украины фактически является “мертвой” и не функционирует. Данное положение Конституции Украины гласит, что изменения в разделы І, ІІІ, ХІІI Конституции Украины могут быть внесены исключительно при условии […]

Як перевірити законність новобудови

Будь-якого інвестора завжди турбує питання законності будівництва і надійності забудовника, але не будь-який інвестор знає як правильно вивчити ці питання. Найкращим вирішенням цього завдання буде звернення до спеціаліста за проведенням Due Diligence об’єкту нерухомості, щоб максимально впевнитися у надійності інвестицій, або відмовитися від них. Due Diligence — це повна юридична експертиза об’єкту нерухомості: аналіз об’єкта нерухомості та […]

«Де-Юре» у фіналі Legal Awards 2020

5 червня Номінаційна комісія Юридичної премії 2020 року оголосила фіналістів конкурсу у 48 номінаціях. Цього року компанія «Де-Юре» виборола місце образу у двох новінаціях: регіональна юридична фірма року та юридична фірма року у сфері будівництва, опинившись поряд з такими великими міжнародними та українськими юридичними компаніями як Aequo, Baker McKenzie, DLA Piper, Arzinger, Totym. Урочиста церемонія […]

ИИ в суде: вопросы этики

Уже сегодня современные технологии и специальные алгоритмы активно применяются во многих значимых сферах деятельности. Вместе с этим, вопрос интеграции искусственного интеллекта в сферу правосудия длительное время остается без однозначного ответа со стороны мирового сообщества, что привело к формированию диаметрально противоположной практики: от активного использования при разрешении различных споров до его безапелляционного запрета. Возможно ли самостоятельное […]

Тестування на СOVID-19

13 травня на підпис Президенту було направлено Закон (проект № 3380), спрямований на підвищення спроможності системи охорони здоров’я України протидіяти поширенню COVID-19. Закон був прийнятий 7 травня і передбачає масове тестування на COVID-19. Згідно з прийнятими зміни тестування буде обов’язковим для: — осіб, які звертаються за медичною допомогою з ознаками коронавирусной хвороби (COVID-19); — осіб, […]

Межі конфіденційної інформації в медичній сфері

Положення Закону України «Основи законодавства України про охорону здоров’я» передбачають, що пацієнт має право на таємницю про стан свого здоров’я, факт звернення за медичною допомогою, діагноз, а також про відомості, одержані при його медичному обстеженні. Медичні працівники та інші особи, яким у зв’язку з виконанням професійних або службових обов’язків стало відомо про хворобу, медичне обстеження, […]

Особливості трудових відносин в медичній сфері

Пандемія коронавірусу COVID-19 знову привернула увагу суспільства і держави до медичної галузі, вдаривши по її слабких місцях. Найголовнішим елементом цієї сфери є медичний персонал. Робота медичних працівників у закладах охорони здоров’я регулюється, здебільшого, тими самими законодавчими актами, що і в інших галузях економіки. Однак через специфіку діяльності трудові відносини у медичній сфері мають низку особливостей, […]

Допомога по частковому безробіттю на період карантину

Постановою Кабінету Міністрів України «Про запобігання поширенню на території України гострої респіраторної хвороби COVID-19, спричиненої коронавірусом SARS-CoV-2» від 11 березня 2020 року № 211 із 12 березня 2020 року на всій території України було введено режим карантину. 18 квітня 2020 року набув чинності Закон України «Про внесення змін до Закону України «Про Державний бюджет України […]

14.05.2018

«Дробление» закупок, жалобы и формальные отказы. Как оздоровить тендеры без фейковых участников?

Что нового появилось в процедуре проведения тендеров и работе системы ProZorro? Какие лазейки для махинаций остались в системе тендеров, что больше всего критикуют участники? Наведут ли порядок с небольшими тендерами? Кто может помогать контролирующим органам и выявлять сомнительные тендеры и недобросовестных участников? Как не отсеивать выгодные предложения из-за ошибок в документации? На вопросы журнала «Деньги» отвечает юрист ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко.

— Называя новшества в сфере публичных закупок, в первую очередь отмечу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок», принятый в декабре 2017 года. На законодательном уровне прописана процедура проведения мониторинга, ее основания, сроки и порядок оформления результатов, а также соотношение процедуры мониторинга с процедурой обжалования. Интересный момент: основанием для мониторинга могут служить сообщения в средствах массовой информации, а также информация, полученная от общественных объединений. СМИ и общественные активисты отслеживают публичные закупки в своем регионе и на государственном уровне и, если есть нарушения, информируют об этом.

С одной стороны, такая норма дает возможность оперативно выявлять возможные нарушения и вовлекать в данный процесс общественность. Кроме того, учитывая количество закупок, для органа контроля информационная помощь в выявлении возможных нарушений весьма полезна. С другой стороны, не установлены требования к таким сообщениям, поэтому возможны злоупотребления со стороны заинтересованных лиц. Сейчас запустить «гулять» в интернете можно и липовую «новость», за которой стоит конкретный бизнес, и накрутить просмотры и комментарии. Хотя решение о проведении мониторинга не останавливает проведение процедур закупки, не исключено, что «проверки» заказчика могут дискредитировать его в глазах потенциальных участников тендера.

Самые распространенные злоупотребления при проведении публичных закупок практически не изменились. Это по-прежнему «дробление» крупных закупок и нечетко либо, наоборот, крайне детально и специфично выписанные условия в тендерной документации. Кроме того, до сих пор нет механизма борьбы с «фейковыми» участниками, фактически невозможно проверить (кроме как «вручную»), не связаны ли участники процедуры закупки и не «подыгрывают» ли они друг другу.

Например, представителей системы публичных электронных закупок ProZorro насторожило выявленное путем просмотра карточек участников совпадение номеров телефонов двух участников тендеров на поставку продуктов питания. Об этом было написано на странице ProZorroв Фейсбук – с просьбой обратить внимание на такое совпадение Государственную аудиторскую службу и Антимонопольный комитет Украины. Однако выявили этот факт аналитики через сравнение данных. А сколько таких «нестыковок» остаются незамеченными? Какие суммы за ними стоят, реально ли проверить тысячи закупок?

В 2018 году нас ждут изменения, в основном направленные на борьбу с перечисленными злоупотреблениями. В Верховной Раде Украины находится на рассмотрении законопроект Президента Украины (определен как неотложный). Законопроект вносит ряд изменений в действующее законодательство. В первую очередь, предусмотрено регулирование процедуры проведения закупок от 50 тысяч грн. Ранее все «допороговые» (200 тысячгривен для товаров и услуг, 1,5 миллиона гривен для работ, в отдельных сферах хозяйствования – миллион гривен и 5 миллионов грн. соответственно) закупки могли проводиться с помощью электронной системы закупок. Теперь будет четко урегулирована процедура упрощенных закупок с применением электронного аукциона. Фактически, заказчикам ничего не мешает «дробить» крупные закупки не на «допороговые» 199 999 гривен, а на 49 999 гривен, но вряд ли это будет актуально для многомиллионных заказов. Значит, цель данной нормы можно считать достигнутой.

Законопроект предусматривает, что жалобы будут рассматриваться только после их оплаты. Размер оплаты также будет законодательно закреплен. Несмотря на возмущения — многие субъекты не захотят тратить время и деньги на обжалование, — такое решение вопроса кажется вполне обоснованным с позиции устранения злоупотреблений жалобами и, соответственно, затягивания процесса проведения закупок.

Позитивным изменением будет возможность исправления ошибок в документах, допущенных участником, в течение одного рабочего дня с момента выявления таковых заказчиком после раскрытия тендерных предложений. Эта норма позволит не отсекать хорошие предложения с выгодной ценой по формальным признакам. На практике отказы случались сплошь и рядом – «документация не соответствует». Такая бюрократия отсеивала участников тендера с более экономными предложениями.

 

Юрист ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко.

Автор: Допомога по частковому безробіттю на період карантину

Уважаемые читатели! Публикации на этом сайте носят информационный, справочный или рекомендательный характер, и отражают точку зрения и мнение авторов. Материал, содержащийся в статьях / комментариях / публикациях, является актуальным на момент создания и публикации, но мы не гарантируем, что правила, рекомендации, процедуры и законодательство, использованные и описанные в материале, актуальны на момент, когда вы ознакомились с ними. Авторы не несут ответственности за последствия применения содержания статей / комментариев / публикации без заключения договора об оказании услуг. Для получения консультации по вашему вопросу напишите нам на info@de-jure.ua, и с вами свяжется юрист.