Риелторская монополия — чем это грозит украинцам?
Одной из основных задач нового законопроекта о риелторской деятельности является детенизация соответствующей сферы услуг. В связи с этим, законопроектом планируется ограничить свободное занятие риелторской деятельностью, организовать ведение перечня лиц, имеющих право ее осуществлять, а также организовать контроль за их деятельности.
Примечательно, что расходы в связи с реализацией данных реформ ложатся на плечи риелторов, за их счет будет вестись деятельность органов риелторского самоуправления и поддерживаться работа реестров и баз данных, предусмотренных законопроектом.
На практике это означает повышение себестоимости риелторских услуг, что в свою очередь повлечет увеличение их стоимости. Соответственно, вырастут цены на такие услуги для потребителей.
При этом, следует учитывать, что законопроектом предполагается фактически введение риелторской монополии на оказание услуг в связи с заключением договоров в сфере недвижимости, в том числе ее арендой и продажей.
Иными словами, изменения, предложенные законопроектом, приведут к уменьшению конкуренции в сфере риелторских услуг, что также вполне вероятно негативно скажется на формировании цены для потребителей услуг.
По моему мнению, принятие законопроекта неотвратимо приведет к увеличению стоимости риелторских услуг для населения. Кроме того, есть риск, что по крайней мере для части потребителей риелторские услуги могут оказаться непропорционально дорогим. Это, в свою очередь, может привести к возникновению спроса на «нелицензированные» риелторские услуги.
Соответственно, часть бизнеса в ответ на нововведения возможно еще глубже уйдет в тень, несмотря на значительные штрафы и усиление контроля со стороны государства. Как результат, приятие законопроекта в текущем виде может привести к достижению результата, прямо противоположной его цели.
Я считаю, что введения риелторской монополии, при предшествующем отсутствии контроля за отраслью, является слишком радикальным шагом. Такие изменения должны быть последовательными и ожидаемыми, что бы рынок мог гибко под них адаптироваться.
До введения риелторской монополии, если она так необходима для государства, следует организовать структуру деятельности риелторов, наладить систему и обеспечить ее функционирование. Кроме того, следует также предусмотреть льготные условия получения статуса риелтора для лиц, осуществляющих соответствующую деятельность до момента принятия закона. Это позволит плавно перейти к введению риелторской монополии без ущерба для рынка.