Услуги в сфере комплаенс
Быть ответственным за ведение бизнеса – задача не простая. На сегодняшний день, чтобы идти в ногу с постоянно меняющимися стандартами, компании и организации нуждаются в эффективных решениях, которые предотвратят любые риски в их деятельности.
Компалаенс, как явление, в Украине довольно новое и, к сожалению, не все собственники бизнеса уделяют ему должное внимание. Обычно, обращаются за помощью, когда риски уже наступили и стоит задача их митигации. Однако, мы предлагаем взглянуть на проблему и ее решение комплексно.
Что же такое комплаенс?
Зародилась эта процедура в США, в связи с разоблачением множества случаев коррупции, как в государственном, так и в частном секторе. После чего, в 1977 году уже был принят Закон США «О коррупции за границей» (Foreign Corrupt Practices Act/FCPA), который установил жестокие правила и требования, что в итоге послужило обязательному созданию комплаенс-систем. 2016 год был рекордным с точки зрения правоприменения FCPA за всю историю его существования — 27 компаний заплатили около 2 480 000 000 Долларов США в связи с нарушением требований FCPA.
В Великобритании Закон «О борьбе со взяточничеством» (UK Bribery Act / UKBA) вступил в силу с 2011 года. Стоит отметить, что этот закон имеет более широкий диапазон действия и суровые наказания, но главной его особенностью является то, что он включает ряд мероприятий предотвращающих коррупцию потенциальными взяточниками – коммерческими фирмами.
В Украине в 2011 г.. Был принят Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». В 2015 ситуация в сфере противодействия резко изменилась после принятия нового Закона Украины «О противодействии коррупции». Результатами внедрения этого Закона для бизнес сообщества Украины стали:
— создание единого государственного органа в сфере противодействия коррупции, а именно _ Национальной Комиссии по Предотвращению Коррупции (НАЗК);
— внедрение системы электронного декларирования доходов государственных служащих с открытой публикацией их данных;
— необходимость как для частных, так и для государственных органов и предприятий создавать свои компалаенс-системы и программы по противодействию коррупции;
— изменения в структуре корпоративного управление государственных предприятий. Создание независимых комплаенс-подразделений в структуре гос.предприятий, внедрение внутренних комплаенс-контролей;
— антикоррупционная проверка всех потенциальных и действующих государственных служащих;
— зарождение комплаенс-культуры в бизнес среде;
— ужесточение требований со стороны иностранных партнеров к комплаенс-системам отечественного бизнеса.
Однако, для большинства частных бизнес-структур, данные изменения стали лишь формальностью, и не привели к созданию эффективных комплаенс-систем и необходимости проводить комплаенс-контроль..
Комплаенс (англ. Compliance — соответствие) — это способность компании отвечать нормам и правилам, как внешним, так и внутренним. Это целый процесс, направленный на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение корпоративной бизнес-этики. При нарушениях или несоответствии, возникают комплаенс-риски, игнорирование которых, приводит к финансовым и репутиционным потерям.
Почему комплаенс это важно?
- Коррупция приводит к репутационным рискам и рискам финансовых потерь для компании.
- Респектабельные банки и крупные финансовые институты предпочитают работать с компаниями, в которых хорошо налажены комплаенс-процессы.
- Для каждого сотрудника нарушения в области комплаенс влекут за собой личную ответственность (дисциплинарную, административную, и даже уголовную).
- Для зарубежных компаний наличие комплаенс-системы является одним из ключевых критериев выбора бизнес партнера.
- Устойчивая комплаенс-система значительно увеличивает общую стоимость компании при её продаже потенциальным инвесторам.
- Нарушение антикоррупционных, санкционных законодательных актов может повлечь за собой крупные финансовые потери (штрафы, отказ от сотрудничества со стороны респектабельных партнеров).
- Отсутствие источников происхождения денежных средств и имущества может стать препятствием для проведения банковских операций, а так же может стать причиной для возможных проблем с контролирующими органами.
Цели внедрения комплаенс:
- Создание в компании эффективного многоцелевого механизма по определению возможных рисков и угроз, и дальнейшему решению этих проблем.
- Выявление и анализ коррупционно-опасных сфер деятельности.
- Оценка и управление правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений.
- Организация комплексной защиты компании от различного рода правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз.
- Увеличение капитализации (стоимости) компании.
- Возможность привлечения крупных иностранных инвесторов.
- Открытие новых рынков сбыта продукции/услуг.
- Соответствие новым тенденциям и требованиям бизнес сообщества.
- Создание прозрачного комплексного комплаенс-досье для физического лица с целью минимизации вопросов со стороны контролирующих органов и банков.
Что мы делаем:
- Оцениваем, какие комплаенс-риски характерны для бизнеса конкретного клиента. Для этого выделяем основные бизнес-процессы, анализируем нормативные документы, оцениванием корпоративную структуру компании и выделяем конкретные сферы деятельности компании, в которых присутствует риск. При необходимости проводим интервью с ключевыми сотрудниками компании-клиента, чтобы получить представление о бизнес-процессах и возможных рисках.
- Проводим комплаенс-аудит компании. Для этого изучаем бухгалтерские записи, выборочно проверяем первичные документы клиента с целью проанализировать существующую работу комплаенс-системы и оценить её эффективность
- Разрабатываем (или улучшаем существующую) комплаенс-систему: совершенствуем старые и внедряем новые политики, предлагаем ответственных лиц и при необходимости даем рекомендации относительно изменений в корпоративном управлении компании. Предлагаем нужные правки в нормативные документы компании.
- После внедрения комплаенс-контролей, обучаем сотрудников клиента с ними работать: пишем электронные тренинги и методические пособия для всех. Так же при необходимости проводим очные сессии.
- При необходимости оформляем карту комплаенс-рисков. Даем рекомендации относительно снижения рисков, помогаем наладить процессы управления данными рисками
- Чтобы оценить эффективность внедренных комплаенс-контролей — делаем ежегодные выборки и запрашиваем подтверждающие документы. На основе полученных данных даем оценку комплаенс-контролей, при необходимости проводим изменения в существующей системе с целью повышения её эффективности.
- Консультируем по вопросам работы с банковскими учреждениями на предмет соответствия клиента требованиям банковского комплаенса.
- Помогаем проанализировать существующую структуру источников происхождения средств и активов у физических лиц. Даем свои выводы и рекомендации, при необходимости помогаем в формировании источников.
- Создаем персональное комплаенс-досье, как для юридических, так и для физических лиц.
Комплаенс должен быть частью корпоративной культуры организации. Это реальная необходимость, которая позволит защитить Ваш бизнес, обеспечив его непрерывное развитие.
Компания «Де-Юре» предлагает большой спектр комплаенс-услуг. Наши эксперты готовы помочь Вам в создании безопасных условий для Вашего бизнеса. Обратитесь за помощью к специалистам.