Услуги в сфере комплаенс

Быть ответственным за ведение бизнеса – задача не простая. На сегодняшний день, чтобы идти в ногу с постоянно меняющимися стандартами, компании и организации нуждаются в  эффективных решениях, которые предотвратят любые риски в их деятельности. Компалаенс, как явление, в Украине довольно новое и, к сожалению, не все собственники бизнеса уделяют ему должное внимание. Обычно, обращаются за […]

Семейная медиация как альтернатива суду

Решение семейно-правовых споров всегда сопровождается высокой степенью эмоционального переживания и довольно негативным отношением участников процесса друг к другу. Небезосновательные обиды и постоянные недоразумения только подстрекают участников к безапелляционному противостоянию и желанию мести за неоправданные надежды счастливой семейной жизни,  что значительно уменьшает любые шансы на самостоятельное мирное урегулирование конфликтных вопросов. Статья 55 Конституции Украины предоставляет каждому […]

Законопроект о риелторской деятельности – что не так?

Предложенный законопроект предусматривает введение специальных квалификационных требований к риелторам, разработку программ обучения и подготовки, создание структуры органов самоуправления риелторов и много другое. По моему мнению, эти нововведения преждевременные и безосновательные, а принятия законопроекта в текущем виде, как он есть, повлечет за собой кризис в сфере риелторских услуг. Значительная часть предложенных изменений не основывается на существующих […]

Банковский сейф – not safe

Хранение ценностей в депозитных ячейках в украинских банках занятие более рискованное чем принято полагать. Дело в том, что в случае пропажи имущества из депозитной ячейки добиться привлечения виновных к ответственности и возврата имущества либо получения компенсации крайне сложно. Тонкость заключается в том, что клиенты пользуются депозитными ячейками на условиях аренды. То есть, лицо право пользоваться […]

Риелторская монополия — чем это грозит украинцам?

Одной из основных задач нового законопроекта о риелторской деятельности является детенизация соответствующей сферы услуг. В связи с этим, законопроектом планируется ограничить свободное занятие риелторской деятельностью, организовать ведение перечня лиц, имеющих право ее осуществлять, а также организовать контроль за их деятельности. Примечательно, что расходы в связи с реализацией данных реформ ложатся на плечи риелторов, за их […]

Может ли врач отказаться от пациента с COVID-19

Нормы действующего законодательства предусматривают основания, при наличии которых врач имеет возможность отказаться от пациента. Так, статья 34 Закона Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья» предусматривает право врача отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения охраны здоровья  и лишь при условии,что такой отказ не будет нести […]

Мошенничеству при трудоустройстве за границей — НЕТ

Народные депутаты в первом чтении приняли законопроект № 2365, призванный защитить права трудовых мигрантов и положить конец мошенничеству при трудоустройстве за границей. В случаи принятия предложенного депутатами законопроекта,  сфера посредничества при трудоустройстве за границей, вероятнее всего, подвергнется к кардинальным изменениям. Дело в том, что в проекте закона предусматривается освобождение от лицензирования данного вида хозяйственной деятельности […]

Покупка квартиры: что и как нужно проверять?

Перед тем как принять важное решение в своей жизни, мы всегда делаем, своего рода, домашнее задание, отвечая на вопросы, которые, по нашему мнению, определяют правильность выбора. Иногда нам свойственно принимать эмоциональные решения, не задумываюсь о последствиях, но все же в большинстве случаев, мы хотим найти логичное и обоснованное решение при решении вопроса. Покупка недвижимости не […]

Всеукраинский референдум: что для нас готовят?

Законодательное урегулирование процедуры всеукраинского референдума является, на мой взгляд, довольно интересной темой для обсуждения. С одной стороны, соответствующая нормативно-правовая база необходима, поскольку без нее норма статьи 156 Конституции Украины фактически является “мертвой” и не функционирует. Данное положение Конституции Украины гласит, что изменения в разделы І, ІІІ, ХІІI Конституции Украины могут быть внесены исключительно при условии […]

Як перевірити законність новобудови

Будь-якого інвестора завжди турбує питання законності будівництва і надійності забудовника, але не будь-який інвестор знає як правильно вивчити ці питання. Найкращим вирішенням цього завдання буде звернення до спеціаліста за проведенням Due Diligence об’єкту нерухомості, щоб максимально впевнитися у надійності інвестицій, або відмовитися від них. Due Diligence — це повна юридична експертиза об’єкту нерухомості: аналіз об’єкта нерухомості та […]

«Де-Юре» у фіналі Legal Awards 2020

5 червня Номінаційна комісія Юридичної премії 2020 року оголосила фіналістів конкурсу у 48 номінаціях. Цього року компанія «Де-Юре» виборола місце образу у двох новінаціях: регіональна юридична фірма року та юридична фірма року у сфері будівництва, опинившись поряд з такими великими міжнародними та українськими юридичними компаніями як Aequo, Baker McKenzie, DLA Piper, Arzinger, Totym. Урочиста церемонія […]

ИИ в суде: вопросы этики

Уже сегодня современные технологии и специальные алгоритмы активно применяются во многих значимых сферах деятельности. Вместе с этим, вопрос интеграции искусственного интеллекта в сферу правосудия длительное время остается без однозначного ответа со стороны мирового сообщества, что привело к формированию диаметрально противоположной практики: от активного использования при разрешении различных споров до его безапелляционного запрета. Возможно ли самостоятельное […]

Тестування на СOVID-19

13 травня на підпис Президенту було направлено Закон (проект № 3380), спрямований на підвищення спроможності системи охорони здоров’я України протидіяти поширенню COVID-19. Закон був прийнятий 7 травня і передбачає масове тестування на COVID-19. Згідно з прийнятими зміни тестування буде обов’язковим для: — осіб, які звертаються за медичною допомогою з ознаками коронавирусной хвороби (COVID-19); — осіб, […]

Межі конфіденційної інформації в медичній сфері

Положення Закону України «Основи законодавства України про охорону здоров’я» передбачають, що пацієнт має право на таємницю про стан свого здоров’я, факт звернення за медичною допомогою, діагноз, а також про відомості, одержані при його медичному обстеженні. Медичні працівники та інші особи, яким у зв’язку з виконанням професійних або службових обов’язків стало відомо про хворобу, медичне обстеження, […]

Особливості трудових відносин в медичній сфері

Пандемія коронавірусу COVID-19 знову привернула увагу суспільства і держави до медичної галузі, вдаривши по її слабких місцях. Найголовнішим елементом цієї сфери є медичний персонал. Робота медичних працівників у закладах охорони здоров’я регулюється, здебільшого, тими самими законодавчими актами, що і в інших галузях економіки. Однак через специфіку діяльності трудові відносини у медичній сфері мають низку особливостей, […]

Допомога по частковому безробіттю на період карантину

Постановою Кабінету Міністрів України «Про запобігання поширенню на території України гострої респіраторної хвороби COVID-19, спричиненої коронавірусом SARS-CoV-2» від 11 березня 2020 року № 211 із 12 березня 2020 року на всій території України було введено режим карантину. 18 квітня 2020 року набув чинності Закон України «Про внесення змін до Закону України «Про Державний бюджет України […]

14.02.2019

Валютный контроль экспорта услуг

нет

Закон Украины «О валюте и валютных операциях»  позиционируется как нормативный акт, который радикально либерализирует валютные операции в Украине. В настоящем материале рассматривается, как он влияет на валютные операции по экспорту услуг и валютный контроль за ними.

Фейслифтинг валютного контроля

Первое, что обращает на себя внимание при рассмотрении изменений, – это замена термина «валютный контроль» на «валютный надзор». В связи с этим внесены соответствующие изменения и в другие законов.

Декрет КМУ № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. (далее – Декрет 15-93), хоть и предусматривал, что все валютные операции подлежат валютному контролю, но четкого определения не давал.

А вот Закон Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте) уже имеет четкое определение термина «валютный надзор». Так, валютным надзором является система мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения субъектами валютных операций и уполномоченными учреждениями валютного законодательства. Целью валютного надзора выступает установление соответствия осуществляемых валютных операций валютному законодательству с учетом риск-ориентированного подхода. Банк для осуществления валютного надзора, в том числе и за экспортом услуг, вправе самостоятельно определять систему необходимых мероприятий.

При сравнении содержания данных понятий можно сделать вывод, что эти два термина являются тождественными понятиями и заключаются в том, чтобы не допустить нарушений валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Также новый Закон о валюте закрепляет на законодательном уровне термин «агент валютного надзора», под которым в Декрете 15-93 подразумевалось банковское и финансовое учреждения, а также Укрпочта.

«Органами валютного контроля» были и остаются НБУ и ГФС. При этом по Декрету 15-93НБУ был главным органом валютного контроля, тогда как ГФС – просто органом валютного контроля; а вот в Законе о валюте понятие главного органа валютного контроля отсутствует. Однако разделение сфер надзора остается: НБУ контролирует банки и финансовые учреждения, а ГФС – резидентов, инициирующих экспортные и связанные с ними валютные операции.

Весьма интересными представляются положения части 7 статьи 11 Закона о валюте относительно того, что агентами валютного надзора осуществляется непосредственный надзор только за теми операциями, в том числе по экспорту услуг, сумма которых равна или превышает 150 тыс. грн. Однако, что именно считается «непосредственным»надзором, ни новый Закон о валюте, ни Положение о валютном надзоре, утвержденное постановлением Правления НБУ от 03.01.2019 г. № 13, ни Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7 (далее – Инструкция № 7), не раскрывают. Кроме того, подзаконные акты НБУ содержат понятие «незначительная сумма операции» или «незначительная операция». Интуитивно их хочется приравнять к порогу в 150 тыс. грн, но прямой юридической связи пока не прослеживается. Соответственно, на данный момент, хоть и декларируется, что такие экспортные операции будут почти лишены валютного надзора, неизвестно, как именно будет работать эта норма.

Обнадеживающими являются определение в Законе о валюте принципов, в частности принципа свободы осуществления валютных операций, а также изменение к статье 5 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», которое должно ввести диспозитивный принцип регулирования валютных операций, в том числе операций при экспорте услуг.

К сожалению, в новом Законе о валюте больше нет положения, введенного Декретом 15-93 в конце 2016 года, согласно которому документам, составленным на английском языке, не требовался перевод. Считаем, что данная норма была полезной, ведь в большинстве своем внешнеэкономические контракты составляются на двух языках, поэтому переводить их нет смысла. А вот такие второстепенные документы, как инвойс, упаковочный лист и прочие, несмотря на то что составляются на одном языке, у работников банков особой сложности не вызывали.

Расчеты

Одним из основных требований валютного законодательства является соблюдение сроков расчетов. Новый Закон о валюте, в отличие от предыдущего Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», не устанавливает определенного предельного срока расчетов, а лишь разрешает устанавливать такой срок НБУ. Тем не менее такая мера теперь является не просто положением Закона, а специальной мерой защиты, которая должна применяться исключительно при наличии негативных экономических и финансовых тенденций и ухудшении макроэкономических показателей.

В то же время сам предельный срок установлен продолжительностью 365 дней Положением о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденным постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5. При этом в пункте 2 постановления Правления НБУ № 7 указывается, что данный срок распространяется и на незавершенные экспортные операции, расчеты по которым по состоянию на 7 февраля 2019 г. не будут «просрочены».

Вместе с тем НБУ может устанавливать не только предельные сроки расчетов по операциям по экспорту услуг, но и исключения или особенности для отдельных услуг либо отраслей экономики, а также минимальный ценовой порог для применения такой меры. Вопрос, как именно НБУ будут определяться «отдельные услуги», а в особенности «отрасли экономики», остается неурегулированным.

Кстати, если Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»определял, что 180-дневный срок для зачисления валютной выручки не распространяется на экспорт услуг (кроме транспортных и страховых), то новый Закон о валюте таких исключений не содержит и распространяет свои нормы на все операции по экспорту услуг. Однако, как указывалось выше, такой перечень исключений может быть определен НБУ.

Для возможности превышения сроков расчетов по операциям по экспорту услуг все так же требуется получить заключение Минэкономразвития.

Инструкция № 7

Порядок осуществления валютного контроля за операциями по экспорту услуг регулируется Инструкцией № 7 и частично Положением о валютном надзоре, утвержденным постановлением Правления НБУ от 03.01.2019 г. № 13, вступающими в силу с 07.02.2019 и заменяющими собой аналогичные устаревшие документы.

Положение о валютном надзоре по большей части содержит нормы относительно ответственности банков и других финансовых учреждений, а также предоставления ими информации другим государственным органам. Оно почти не содержит положений касательно экспортеров услуг или резидентов в целом и предназначено для использование банками и другими финансовыми учреждениями.

Более интересная ситуация с Инструкцией № 7, поскольку, утвердив ее, НБУ не отменил предыдущую – Инструкцию о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденную постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (далее – Инструкция № 136).

Первое, на что стоит обратить внимание, – требования Инструкции № 7, в отличие от предыдущей, распространяются на экспорт всех видов услуг, а не только на экспорт транспортных и страховых. Как, собственно, и положения статьи 13 Закона о валюте.

Пунктом 6 Инструкции № 7  предусмотрено, что банк осуществляет валютный надзор за сроками расчетов при экспорте услуг, если на момент их предоставления расчеты по ним не завершены. В других случаях банк лишь проверяет экспортную операцию при получении платежа от нерезидента, в то время как полноценный валютный надзор им не осуществляется. Аналогичное требование было и в предыдущей Инструкции № 136.

Это означает, что в случае экспорта услуг на условиях постоплаты банк должен осуществлять валютный надзор и следить за сроками и полнотой расчетов. Если же экспорт услуг проводится на условиях предоплаты, банк осуществляет лишь поверхностную проверку операции. При этом банку станет известно о факте экспорта услуги только после поступления валютных средств на счет резидента, и дата такого экспорта его будет интересовать исключительно для проверки соблюдения предельных сроков. Если же договором будет предусматриваться предварительная оплата, банк не будет контролировать сроки валютных расчетов при экспорте услуг.

В числе оснований для завершения валютного надзора за экспортной операцией согласно Инструкции № 7, в отличие от предыдущей Инструкции № 136, названа незначительная сумма незаконченных расчетов. При этом конкретный размер такой «незначительной суммы» не определяется, но можно предположить, что на практике он будет равен сумме, при достижении которой операция будет подлежать непосредственному надзору в соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о валюте, а именно – 150 тыс. грн. Кстати, на операции в незначительном размере не распространяются предельные сроки расчетов, установленные Положением о мерах защиты и определении порядка отдельных операций в иностранной валюте. Если банком будут выявлены признаки дробления экспортных или валютных операций, такие операции будут оставаться под валютным надзором до их полного завершения.

Банки осуществляют надзор исключительно за теми экспортными операциями, расчеты по которым осуществляются в денежной форме.

Интересно то, что Инструкция № 7 прямо допускает осуществление операции по замене кредитора по внешнеэкономическому контракту.

Как и в предыдущей Инструкции, в Инструкции № 7 присутствует положение, которым предусмотрена возможность осуществления расчетов, в том числе по операциям по экспорту услуг, путем взаимозачета и установлены требования к такому зачета. В случае взаимозачета резидент валютной выручки иметь не будет, поскольку поступлений на его валютный счет не будет.

Новеллой, заслуживающей внимания, является и то, что банк не может завершить валютный надзор за операцией по экспорту услуг, денежные обязательства по которой прекращены взаимозачетом, если НБУ была введена мера защиты в виде обязательной продажи части валютной выручки, когда валютой операции является:

– иностранная валюта первой группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов;

– другие иностранные валюты, если сумма обязательства, прекращаемого путем зачета, превышает эквивалент 500 тыс. евро;

– российские рубли (независимо от суммы операции).

Единственное исключение – расчеты операторов телекоммуникации по оплате международных телекоммуникационных услуг.

В таком случае можно рекомендовать изменить валюту обязательства на гривню или на иностранную валюту, кроме валют первой группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, и суммой зачисления до 500 тыс. евро.

Инструкция № 7 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для уменьшения цены (стоимости) услуг, а следом – и валютной выручки. При этом в числе оснований не предусматривается согласие сторон. То есть данный нормативный акт не разрешает уменьшать стоимость услуг в добровольном порядке по согласию сторон, что противоречит принципу свободы осуществления валютных операций.

Положительным нововведением является то, что банк самостоятельно определяет необходимость подачи резидентом документов по операции по экспорту услуг и самостоятельно определяет их перечень. На практике это будет означать, что по незначительным операциям банк может истребовать лишь основные и наиболее распространенные документы, без пристального исследования операции.

Ошибка в назначении платежа – не проблема. Необходимо представить банку письменные объяснения резидента, а по требованию банка – также от нерезидента.

В случае зачета встречных однородных требований, нарушения сроков поступления валютной выручки, непредставления документов банку для валютного надзора, а также в других случаях банк уведомляет о таких фактах НБУ.

Ответственность

Законом о валюте  предусматривается, что за нарушение требований валютного законодательства, в том числе при экспорте услуг, на юридических лиц и физических лиц могут налагаться штрафные санкции. Физические лица несут административную ответственность, предусмотренную КУоАП, в частности ст. 1621. Юридические лица теперь могут быть оштрафованы не НБУ, а органом ГФС и на сумму до 100 процентов суммы валютной операции, проведенной с нарушением валютного законодательства. Единственное условие – ГФС обязан применять штрафные санкции адекватно совершенному нарушению.

Ответственность за нарушение предельных сроков расчетов осталась без изменений. Размер пени, как и раньше, составляет 0,3 процента за каждый день нарушения, но не больше суммы задолженности. Пеня по результатам проверки взимается ГФС. Однако такая мера, как принудительное прекращение контрактов при нарушении данных сроков, уже отсутствует.

Основанием для прекращения начисления пени является обращение с целью принудительного взыскания задолженности (например, в суд) или наступление форс-мажорных обстоятельств.

Здесь стоит отметить, что созданное в феврале 2018 г. в форме ЧАО Экспортно-кредитное агентство больше не упоминается в нормах относительно сроков зачисления валютной выручки, следовательно обращение к нему не является основанием для прекращения начисления пени.

Что в итоге

Подытоживая приведенное, делаем вывод, что введенные изменения в регулировании валютных операций при экспорте услуг в основном будут производить положительный эффект, поскольку упрощают осуществление валютных операций при экспорте услуг на небольшие суммы, а введенные ограничения, вероятнее всего, существенным образом не будут влиять на добросовестных крупных экспортеров.

Тем не менее правильнее будет говорить, что меняется с императивного на диспозитивный метод регулирования взаимоотношений, а вместо тотального контроля будет введен риск-ориентированный подход. В перспективе это должно улучшить и упростить валютные операции при экспорте без утраты эффективности валютным контролем.

  Дмитрий Оносовский, Старший юрист, ЮКК «Де-Юре»
специально для  Электронного аналитического издания «Юрист и Закон»

Автор: Допомога по частковому безробіттю на період карантину

Уважаемые читатели! Публикации на этом сайте носят информационный, справочный или рекомендательный характер, и отражают точку зрения и мнение авторов. Материал, содержащийся в статьях / комментариях / публикациях, является актуальным на момент создания и публикации, но мы не гарантируем, что правила, рекомендации, процедуры и законодательство, использованные и описанные в материале, актуальны на момент, когда вы ознакомились с ними. Авторы не несут ответственности за последствия применения содержания статей / комментариев / публикации без заключения договора об оказании услуг. Для получения консультации по вашему вопросу напишите нам на info@de-jure.ua, и с вами свяжется юрист.