Перспективы украинского рынка недвижимости

Инвестирование в разные виды недвижимости — дело почти беспроигрышное, ведь недвижимость остается одним из наиболее распространенных, понятных, простых и доступных способов вложения капитала. Образно говоря, крыша над головой нужна всем. Однако пандемия все же приостановила некоторые важные процессы в этой сфере. Как «чувствует себя» сегодня практика недвижимости и строительства? К каким проектам инвесторы проявляют наибольший […]

Какие налоги и кто должен платить при сделках с недвижимостью

При покупке или продаже недвижимости, второй вопрос с которым сталкиваются стороны, после проверки документов, налогообложение. Кто и сколько должен платить? Почему те или иные расходы ложатся на конкретную сторону? От чего зависит сумма налога и есть ли льготы при его оплате? Чтобы правильно видеть ситуацию с самого начала, следует разобраться в некоторых нюансах связанных с […]

Раскрытие конечных бенефициаров: кому стоит переживать?

Еще 6 декабря 2019 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», далее также – «Закон», согласно которому, ко всем юридическим лицам было установлено требование о внесении в ЕГР ЮЛ, ФЛП и ОФ (далее также – «ЕГР») информации о […]

Масштабный план

Первое полное интервью управляющего партнера ЮКК «Де-Юре» Григория Трипульского о создании, развитии и будущих планах компании для издания «Юридическая практика».

Компания «Де-Юре» — 10 лет на рынке юридических услуг

Юридической компании «Де-Юре» исполняется 10 лет. Именно 11 января 2011 года маленькая компания с большими амбициями вышла на рынок юридических услуг, сегодня — компания «Де-Юре» уже бренд.

Покупка недвижимости в Украине: риски и правовая защита

Купить квартиру в Украине может быть очень удобно из-за более низких цен на недвижимость и более выгодных арендных ставок, чем в других странах Европы. Но есть некоторые риски. Основатель и управляющий партнер юридической фирмы «Де-Юре» Григорий Трипульский, прокомментировал основные из них для The Odessa Journal. Риск №1 Недострой  Очень часто надежда приобрести собственные квадратные метры […]

Как бесплатно получить земельный участок в Украине

С подписанием президентом Украины Владимиром Зеленским Закона о рынке земли № 552-ІХ, которым с 01.07.2021 года снимается мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, снова стала актуальной тема, связанная с порядком бесплатного получения гражданами Украины права собственности на земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации. Какой алгоритм действий? Как это […]

ЮКК «Де-Юре» в 2020 улучшает позиции в рейтинге издания «Юридическая практика»

Компания «Де-Юре» всегда стремится улучшить и закрепить свои позиции. В непростой 2020 год наша команда добавила 16 пунктов в рейтинге ведущих юридических фирм Украины от издания Юридическая практика, заняв 63 место в ТОП-100 лучших компаний, и по-прежнему стабильно входит в ТОП-5 юрфирм южного региона Украины.

ЮКК «Де-Юре» получила признание в рейтинге «Выбор клиента. ТОП-100 лучших юристов Украины. Лидеры практик 2020»

4 ноября 2020 Юридическая газета обнародовала результаты ежегодного Всеукраинское исследование качества оказываемых услуг. В рейтинге юристов лидеров практики недвижимость и строительство в этом году в очередной раз был отмечен управляющий партнер компании Григорий Трипульский. Также, среди лидеров практики медицинского права свою позицию сохранил руководитель практики медицинского права — Александр Гун. Выбор клиента — лидеры практик 2020

Услуги в сфере комплаенс

Быть ответственным за ведение бизнеса – задача не простая. На сегодняшний день, чтобы идти в ногу с постоянно меняющимися стандартами, компании и организации нуждаются в  эффективных решениях, которые предотвратят любые риски в их деятельности. Компалаенс, как явление, в Украине довольно новое и, к сожалению, не все собственники бизнеса уделяют ему должное внимание. Обычно, обращаются за […]

Семейная медиация как альтернатива суду

Решение семейно-правовых споров всегда сопровождается высокой степенью эмоционального переживания и довольно негативным отношением участников процесса друг к другу. Небезосновательные обиды и постоянные недоразумения только подстрекают участников к безапелляционному противостоянию и желанию мести за неоправданные надежды счастливой семейной жизни,  что значительно уменьшает любые шансы на самостоятельное мирное урегулирование конфликтных вопросов. Статья 55 Конституции Украины предоставляет каждому […]

Законопроект о риелторской деятельности – что не так?

Предложенный законопроект предусматривает введение специальных квалификационных требований к риелторам, разработку программ обучения и подготовки, создание структуры органов самоуправления риелторов и много другое. По моему мнению, эти нововведения преждевременные и безосновательные, а принятия законопроекта в текущем виде, как он есть, повлечет за собой кризис в сфере риелторских услуг. Значительная часть предложенных изменений не основывается на существующих […]

Банковский сейф – not safe

Хранение ценностей в депозитных ячейках в украинских банках занятие более рискованное чем принято полагать. Дело в том, что в случае пропажи имущества из депозитной ячейки добиться привлечения виновных к ответственности и возврата имущества либо получения компенсации крайне сложно. Тонкость заключается в том, что клиенты пользуются депозитными ячейками на условиях аренды. То есть, лицо право пользоваться […]

Риелторская монополия — чем это грозит украинцам?

Одной из основных задач нового законопроекта о риелторской деятельности является детенизация соответствующей сферы услуг. В связи с этим, законопроектом планируется ограничить свободное занятие риелторской деятельностью, организовать ведение перечня лиц, имеющих право ее осуществлять, а также организовать контроль за их деятельности. Примечательно, что расходы в связи с реализацией данных реформ ложатся на плечи риелторов, за их […]

Может ли врач отказаться от пациента с COVID-19

Нормы действующего законодательства предусматривают основания, при наличии которых врач имеет возможность отказаться от пациента. Так, статья 34 Закона Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья» предусматривает право врача отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения охраны здоровья  и лишь при условии,что такой отказ не будет нести […]

Мошенничеству при трудоустройстве за границей — НЕТ

Народные депутаты в первом чтении приняли законопроект № 2365, призванный защитить права трудовых мигрантов и положить конец мошенничеству при трудоустройстве за границей. В случаи принятия предложенного депутатами законопроекта,  сфера посредничества при трудоустройстве за границей, вероятнее всего, подвергнется к кардинальным изменениям. Дело в том, что в проекте закона предусматривается освобождение от лицензирования данного вида хозяйственной деятельности […]

14.02.2019

Валютный контроль экспорта услуг

нет

Закон Украины «О валюте и валютных операциях»  позиционируется как нормативный акт, который радикально либерализирует валютные операции в Украине. В настоящем материале рассматривается, как он влияет на валютные операции по экспорту услуг и валютный контроль за ними.

Фейслифтинг валютного контроля

Первое, что обращает на себя внимание при рассмотрении изменений, – это замена термина «валютный контроль» на «валютный надзор». В связи с этим внесены соответствующие изменения и в другие законов.

Декрет КМУ № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. (далее – Декрет 15-93), хоть и предусматривал, что все валютные операции подлежат валютному контролю, но четкого определения не давал.

А вот Закон Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте) уже имеет четкое определение термина «валютный надзор». Так, валютным надзором является система мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения субъектами валютных операций и уполномоченными учреждениями валютного законодательства. Целью валютного надзора выступает установление соответствия осуществляемых валютных операций валютному законодательству с учетом риск-ориентированного подхода. Банк для осуществления валютного надзора, в том числе и за экспортом услуг, вправе самостоятельно определять систему необходимых мероприятий.

При сравнении содержания данных понятий можно сделать вывод, что эти два термина являются тождественными понятиями и заключаются в том, чтобы не допустить нарушений валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Также новый Закон о валюте закрепляет на законодательном уровне термин «агент валютного надзора», под которым в Декрете 15-93 подразумевалось банковское и финансовое учреждения, а также Укрпочта.

«Органами валютного контроля» были и остаются НБУ и ГФС. При этом по Декрету 15-93НБУ был главным органом валютного контроля, тогда как ГФС – просто органом валютного контроля; а вот в Законе о валюте понятие главного органа валютного контроля отсутствует. Однако разделение сфер надзора остается: НБУ контролирует банки и финансовые учреждения, а ГФС – резидентов, инициирующих экспортные и связанные с ними валютные операции.

Весьма интересными представляются положения части 7 статьи 11 Закона о валюте относительно того, что агентами валютного надзора осуществляется непосредственный надзор только за теми операциями, в том числе по экспорту услуг, сумма которых равна или превышает 150 тыс. грн. Однако, что именно считается «непосредственным»надзором, ни новый Закон о валюте, ни Положение о валютном надзоре, утвержденное постановлением Правления НБУ от 03.01.2019 г. № 13, ни Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7 (далее – Инструкция № 7), не раскрывают. Кроме того, подзаконные акты НБУ содержат понятие «незначительная сумма операции» или «незначительная операция». Интуитивно их хочется приравнять к порогу в 150 тыс. грн, но прямой юридической связи пока не прослеживается. Соответственно, на данный момент, хоть и декларируется, что такие экспортные операции будут почти лишены валютного надзора, неизвестно, как именно будет работать эта норма.

Обнадеживающими являются определение в Законе о валюте принципов, в частности принципа свободы осуществления валютных операций, а также изменение к статье 5 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», которое должно ввести диспозитивный принцип регулирования валютных операций, в том числе операций при экспорте услуг.

К сожалению, в новом Законе о валюте больше нет положения, введенного Декретом 15-93 в конце 2016 года, согласно которому документам, составленным на английском языке, не требовался перевод. Считаем, что данная норма была полезной, ведь в большинстве своем внешнеэкономические контракты составляются на двух языках, поэтому переводить их нет смысла. А вот такие второстепенные документы, как инвойс, упаковочный лист и прочие, несмотря на то что составляются на одном языке, у работников банков особой сложности не вызывали.

Расчеты

Одним из основных требований валютного законодательства является соблюдение сроков расчетов. Новый Закон о валюте, в отличие от предыдущего Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», не устанавливает определенного предельного срока расчетов, а лишь разрешает устанавливать такой срок НБУ. Тем не менее такая мера теперь является не просто положением Закона, а специальной мерой защиты, которая должна применяться исключительно при наличии негативных экономических и финансовых тенденций и ухудшении макроэкономических показателей.

В то же время сам предельный срок установлен продолжительностью 365 дней Положением о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденным постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5. При этом в пункте 2 постановления Правления НБУ № 7 указывается, что данный срок распространяется и на незавершенные экспортные операции, расчеты по которым по состоянию на 7 февраля 2019 г. не будут «просрочены».

Вместе с тем НБУ может устанавливать не только предельные сроки расчетов по операциям по экспорту услуг, но и исключения или особенности для отдельных услуг либо отраслей экономики, а также минимальный ценовой порог для применения такой меры. Вопрос, как именно НБУ будут определяться «отдельные услуги», а в особенности «отрасли экономики», остается неурегулированным.

Кстати, если Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»определял, что 180-дневный срок для зачисления валютной выручки не распространяется на экспорт услуг (кроме транспортных и страховых), то новый Закон о валюте таких исключений не содержит и распространяет свои нормы на все операции по экспорту услуг. Однако, как указывалось выше, такой перечень исключений может быть определен НБУ.

Для возможности превышения сроков расчетов по операциям по экспорту услуг все так же требуется получить заключение Минэкономразвития.

Инструкция № 7

Порядок осуществления валютного контроля за операциями по экспорту услуг регулируется Инструкцией № 7 и частично Положением о валютном надзоре, утвержденным постановлением Правления НБУ от 03.01.2019 г. № 13, вступающими в силу с 07.02.2019 и заменяющими собой аналогичные устаревшие документы.

Положение о валютном надзоре по большей части содержит нормы относительно ответственности банков и других финансовых учреждений, а также предоставления ими информации другим государственным органам. Оно почти не содержит положений касательно экспортеров услуг или резидентов в целом и предназначено для использование банками и другими финансовыми учреждениями.

Более интересная ситуация с Инструкцией № 7, поскольку, утвердив ее, НБУ не отменил предыдущую – Инструкцию о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденную постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (далее – Инструкция № 136).

Первое, на что стоит обратить внимание, – требования Инструкции № 7, в отличие от предыдущей, распространяются на экспорт всех видов услуг, а не только на экспорт транспортных и страховых. Как, собственно, и положения статьи 13 Закона о валюте.

Пунктом 6 Инструкции № 7  предусмотрено, что банк осуществляет валютный надзор за сроками расчетов при экспорте услуг, если на момент их предоставления расчеты по ним не завершены. В других случаях банк лишь проверяет экспортную операцию при получении платежа от нерезидента, в то время как полноценный валютный надзор им не осуществляется. Аналогичное требование было и в предыдущей Инструкции № 136.

Это означает, что в случае экспорта услуг на условиях постоплаты банк должен осуществлять валютный надзор и следить за сроками и полнотой расчетов. Если же экспорт услуг проводится на условиях предоплаты, банк осуществляет лишь поверхностную проверку операции. При этом банку станет известно о факте экспорта услуги только после поступления валютных средств на счет резидента, и дата такого экспорта его будет интересовать исключительно для проверки соблюдения предельных сроков. Если же договором будет предусматриваться предварительная оплата, банк не будет контролировать сроки валютных расчетов при экспорте услуг.

В числе оснований для завершения валютного надзора за экспортной операцией согласно Инструкции № 7, в отличие от предыдущей Инструкции № 136, названа незначительная сумма незаконченных расчетов. При этом конкретный размер такой «незначительной суммы» не определяется, но можно предположить, что на практике он будет равен сумме, при достижении которой операция будет подлежать непосредственному надзору в соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о валюте, а именно – 150 тыс. грн. Кстати, на операции в незначительном размере не распространяются предельные сроки расчетов, установленные Положением о мерах защиты и определении порядка отдельных операций в иностранной валюте. Если банком будут выявлены признаки дробления экспортных или валютных операций, такие операции будут оставаться под валютным надзором до их полного завершения.

Банки осуществляют надзор исключительно за теми экспортными операциями, расчеты по которым осуществляются в денежной форме.

Интересно то, что Инструкция № 7 прямо допускает осуществление операции по замене кредитора по внешнеэкономическому контракту.

Как и в предыдущей Инструкции, в Инструкции № 7 присутствует положение, которым предусмотрена возможность осуществления расчетов, в том числе по операциям по экспорту услуг, путем взаимозачета и установлены требования к такому зачета. В случае взаимозачета резидент валютной выручки иметь не будет, поскольку поступлений на его валютный счет не будет.

Новеллой, заслуживающей внимания, является и то, что банк не может завершить валютный надзор за операцией по экспорту услуг, денежные обязательства по которой прекращены взаимозачетом, если НБУ была введена мера защиты в виде обязательной продажи части валютной выручки, когда валютой операции является:

– иностранная валюта первой группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов;

– другие иностранные валюты, если сумма обязательства, прекращаемого путем зачета, превышает эквивалент 500 тыс. евро;

– российские рубли (независимо от суммы операции).

Единственное исключение – расчеты операторов телекоммуникации по оплате международных телекоммуникационных услуг.

В таком случае можно рекомендовать изменить валюту обязательства на гривню или на иностранную валюту, кроме валют первой группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, и суммой зачисления до 500 тыс. евро.

Инструкция № 7 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для уменьшения цены (стоимости) услуг, а следом – и валютной выручки. При этом в числе оснований не предусматривается согласие сторон. То есть данный нормативный акт не разрешает уменьшать стоимость услуг в добровольном порядке по согласию сторон, что противоречит принципу свободы осуществления валютных операций.

Положительным нововведением является то, что банк самостоятельно определяет необходимость подачи резидентом документов по операции по экспорту услуг и самостоятельно определяет их перечень. На практике это будет означать, что по незначительным операциям банк может истребовать лишь основные и наиболее распространенные документы, без пристального исследования операции.

Ошибка в назначении платежа – не проблема. Необходимо представить банку письменные объяснения резидента, а по требованию банка – также от нерезидента.

В случае зачета встречных однородных требований, нарушения сроков поступления валютной выручки, непредставления документов банку для валютного надзора, а также в других случаях банк уведомляет о таких фактах НБУ.

Ответственность

Законом о валюте  предусматривается, что за нарушение требований валютного законодательства, в том числе при экспорте услуг, на юридических лиц и физических лиц могут налагаться штрафные санкции. Физические лица несут административную ответственность, предусмотренную КУоАП, в частности ст. 1621. Юридические лица теперь могут быть оштрафованы не НБУ, а органом ГФС и на сумму до 100 процентов суммы валютной операции, проведенной с нарушением валютного законодательства. Единственное условие – ГФС обязан применять штрафные санкции адекватно совершенному нарушению.

Ответственность за нарушение предельных сроков расчетов осталась без изменений. Размер пени, как и раньше, составляет 0,3 процента за каждый день нарушения, но не больше суммы задолженности. Пеня по результатам проверки взимается ГФС. Однако такая мера, как принудительное прекращение контрактов при нарушении данных сроков, уже отсутствует.

Основанием для прекращения начисления пени является обращение с целью принудительного взыскания задолженности (например, в суд) или наступление форс-мажорных обстоятельств.

Здесь стоит отметить, что созданное в феврале 2018 г. в форме ЧАО Экспортно-кредитное агентство больше не упоминается в нормах относительно сроков зачисления валютной выручки, следовательно обращение к нему не является основанием для прекращения начисления пени.

Что в итоге

Подытоживая приведенное, делаем вывод, что введенные изменения в регулировании валютных операций при экспорте услуг в основном будут производить положительный эффект, поскольку упрощают осуществление валютных операций при экспорте услуг на небольшие суммы, а введенные ограничения, вероятнее всего, существенным образом не будут влиять на добросовестных крупных экспортеров.

Тем не менее правильнее будет говорить, что меняется с императивного на диспозитивный метод регулирования взаимоотношений, а вместо тотального контроля будет введен риск-ориентированный подход. В перспективе это должно улучшить и упростить валютные операции при экспорте без утраты эффективности валютным контролем.

  Дмитрий Оносовский, Старший юрист, ЮКК «Де-Юре»
специально для  Электронного аналитического издания «Юрист и Закон»

Автор: Мошенничеству при трудоустройстве за границей — НЕТ

Уважаемые читатели! Публикации на этом сайте носят информационный, справочный или рекомендательный характер, и отражают точку зрения и мнение авторов. Материал, содержащийся в статьях / комментариях / публикациях, является актуальным на момент создания и публикации, но мы не гарантируем, что правила, рекомендации, процедуры и законодательство, использованные и описанные в материале, актуальны на момент, когда вы ознакомились с ними. Авторы не несут ответственности за последствия применения содержания статей / комментариев / публикации без заключения договора об оказании услуг. Для получения консультации по вашему вопросу напишите нам на info@de-jure.ua, и с вами свяжется юрист.