Владислав Мартынчук

юрист

24.06.2020

Всеукраинский референдум: что для нас готовят?

Законодательное урегулирование процедуры всеукраинского референдума является, на мой взгляд, довольно интересной темой для обсуждения.
С одной стороны, соответствующая нормативно-правовая база необходима, поскольку без нее норма статьи 156 Конституции Украины фактически является “мертвой” и не функционирует. Данное положение Конституции Украины гласит, что изменения в разделы І, ІІІ, ХІІI Конституции Украины могут быть внесены исключительно при условии их утверждения всеукраинским референдумом.
До тех пор, пока законодатель не определит процедуру всеукраинского референдума, последний не может быть проведен, что, в свою очередь, делает невозможным внесение определенных изменений в Конституцию Украины.
Учитывая, что с момента принятия Конституции Украины (1996 год) и по сей день удачное законодательное урегулирование процедуры отсутствовало, возникает вопрос чем же так важно принятие сейчас закона о всеукраинском референдуме. При этом, следует отметить, что текущий законопроект о всеукраинском референдуме внесен президентом и отмечен им как неотложный.
Проектом закона предусмотрено, что, помимо внесения изменений в разделы І, ІІІ, ХIІІ Конституции Украины, предметом всеукраинского референдума могут быть также вопросы изменения территории Украины. В этой части, предложенный законопроект выходит за рамки необходимого для реализации положений Конституции Украины.
Вместе с этим, проект имеет еще одну особенность, а именно: всеукраинский референдум может быть также проведен по народной инициативе, при условии сбора определенного количества подписей за его проведение. На такой референдум могут выноситься вопросы об утрате силы Законом Украины либо его отдельными положениями, а также общегосударственного значения.
В части всеукраинского референдума по вопросу общегосударственного значения, законопроект указывает, что в случае поддержания такого вопроса, соответствующее решение является обязательным для реализации органами государственной власти. Вместе с тем, механизм принудительного исполнения такого решения в случае бездействия государственного органа не предусмотрен, что может поставить под вопрос эффективность всей процедуры.
В целом, предложенный законопроект имеет некоторые пробелы, что вполне может стать препятствием при проведении всеукраинского референдума и реализации его результатов.

Автор: Владислав Мартынчук

Уважаемые читатели! Публикации на этом сайте носят информационный, справочный или рекомендательный характер, и отражают точку зрения и мнение авторов. Материал, содержащийся в статьях / комментариях / публикациях, является актуальным на момент создания и публикации, но мы не гарантируем, что правила, рекомендации, процедуры и законодательство, использованные и описанные в материале, актуальны на момент, когда вы ознакомились с ними. Авторы не несут ответственности за последствия применения содержания статей / комментариев / публикации без заключения договора об оказании услуг. Для получения консультации по вашему вопросу напишите нам на info@de-jure.ua, и с вами свяжется юрист.